Главная » Аналитика » Андрей Бондарчук: о деньгах, решениях и новых схемах

Андрей Бондарчук: о деньгах, решениях и новых схемах

Андрей Бондарчук: о деньгах, решениях и новых схемах

Статья размещена на сайте газеты "Энергетика и промышленность России" № 07 (243) апрель 2014 года.

Финансирование мероприятий по энергетической инфраструктуре в Санкт-Петербурге в этом году сокращено. Однако это не значит, что будут заморожены новые проекты и модернизация существующих мощностей, напротив, этому будет уделено главное внимание.

Об этом и многом другом мы побеседовали с председателем комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Андреем Бондарчуком.

– Андрей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга по разделам тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод до 2015 года. Что выполнено сейчас?

– Адресная инвестиционная программа 2013 года, включающая проектирование и строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры, выполнена на 77,4 процента, что на 10 процентов выше показателей предыдущего года. Общий объем инвестиций на развитие инженерно-энергетического комплекса в 2013 году составил более 65 миллиардов рублей, из них за счет собственных средств организаций инженерно-энергетического комплекса – 45 миллиардов рублей и 20 миллиардов рублей из бюджета. В 2013 году мы выполнили все запланированные мероприятия, предусмотренные инвестиционными программами организаций и адресной инвестпрограммой Санкт-Петербурга. В рамках программы продолжается модернизация, реконструкция и строительство объектов теплоэнергетики Адмиралтейского и Центрального районов Санкт-Петербурга. Построено, реконструировано и технически перевооружено 27 объектов теплоснабжения, из них 15 котельных, 11 ЦТП и тепловых сетей общей установленной мощностью 112,90 МВт. Выполнена прокладка тепловых сетей общей протяженностью 32,3 километра в однотрубном исчислении. В прошлом году мы также реконструировали или полностью заменили оборудование на пяти котельных ГУП «ТЭК СПб». Закончена также реконструкция 4 ЦТП. В 2013 году продолжалось строительство двух блоков ГТУ ТЭЦ 2х50 МВт на ЭС-2 Центральной ТЭЦ ОАО «ТГК-1» и реконструкция 2‑й очереди расширения со строительством энергоблока № 2 на Правобережной ТЭЦ-5.

У города есть два масштабных проекта в сфере водоснабжения и водоотведения. Наиболее значимый – главный коллектор канализации северной части города нами уже реализован в прошлом году. Стоимость строительства составила около 26 миллиардов рублей. Сам коллектор – это комплекс сложнейших инженерных сооружений: два тоннеля длиной 12,2 километра и диаметром 4 метра каждый, проложенные под землей на глубине 40‑90 метров; восемь микротоннелей общей протяженностью более 7,6 километра; 64 шахты глубиной от 10 до 80 метров. Благодаря этому сооружению были закрыты 76 прямых выпусков сточных вод. Вторым по величине экологическим проектом для Санкт-Петербурга станет строительство Охтинского канализационного коллектора. В 2013 году завершены проектно-изыскательские работы, и уже в этом году мы приступим к строительству.

Исполнение объемов работ по строительству, реконструкции и ремонту сетей водоснабжения и водоотведения за 2013 год в натуральном выражении составило более 140 километров труб.

В этому году на реализацию адресной инвестиционной программы запланировано 15,9 миллиарда рублей, что на 18 процентов меньше, чем в прошлом году. Это связано с оптимизацией расходов при формировании бюджета на ближайшие три года. Мы либо исключили, либо передвинули на более поздний срок объекты перспективного развития.

– Разрабатывается ли комитетом по энергетике какая‑то более долгосрочная программа, например аналогичная перспективному развитию петербургского метро до 2025 года? Как вы относитесь к необходимости увязки планов комитета по энергетике, связанных с развитием энергетической инфраструктуры со строительством масштабных объектов, формированием новых территорий застройки, как, допустим, намыв территории в Лисьем Носу или проектирование и возведение нового офиса «Газпрома» в Лахте? Иными словами, есть ли у комитета ориентиры по энергостратегии Санкт-Петербурга на далекую перспективу и несколько лет вперед?

– У нас есть отраслевые схемы по всем направлениям. Санкт-Петербург первый в России в 2005 году принял генеральный план Санкт-Петербурга до 2015 года с перспективой до 2025 года. Для его реализации разработаны и в 2007 году утверждены отраслевые (генеральные) схемы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения Петербурга на аналогичный срок. Отраслевые схемы – это важнейший инструмент достижения основных показателей принятого генерального плана Санкт-Петербурга, интегрирующего различные федеральные и отраслевые целевые программы, в том числе национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и ряд других целевых программ. В рамках отраслевых схем проработаны комплексные программные направления развития инженерной инфраструктуры на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, а также определены зоны размещения объектов инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга и сроки ввода их в эксплуатацию. Смещение этих сроков связано в основном с отсутствием у ресурсо­снабжающих организаций заявок от инвесторов на технологическое присоединение. В 2014 году намечена разработка отраслевых схем развития до 2020 года с перспективой до 2030 года. Дополнительно в сфере электроснабжения в соответствии с постановлением правительства РФ от 17.10.2009 № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» комитетом ежегодно разрабатывается программа перспективного развития электроэнергетики Санкт-Петербурга. Период действия программы – пять лет.

В сфере водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 989 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 года с учетом перспективы до 2030 года. В сегменте теплоснабжения идет работа по подготовке схемы теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №190‑ФЗ «О теплоснабжении». Стоит отметить, что все отраслевые схемы подлежат ежегодной корректировке. Помимо этого, для устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, разрабатывается проект планировки территории. В составе этого проекта особое внимание уделяется разработке схем инженерного обеспечения территории. Все разработанные проекты планировки территории в обязательном порядке проходят согласование в организациях инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга и комитете по энергетике и инженерному обеспечению.

– Кто принимает решение об обеспечении объектов энергетической и коммунальной инфраструктурой?

– Есть генеральный план развития города, соответственно, предусмотрена комиссия, которая согласовывает проекты планировок отдельных территорий и вносит корректировки. В комиссии работают представители нашего комитета. Когда земельный участок выставляется на торги, в адрес комитета подается заявка, и мы даем свое заключение о возможности инженерного обеспечения, в котором прописывается, в какие сроки и какая мощность может быть создана. И с учетом этого данный участок предлагается инвестору. Срок оговорен законодательством, и речь идет о реальном сроке, когда можно с учетом проектирования, строительно-монтажных работ обеспечить инженерные возможности. Не могу сказать, что инженерное обеспечение идет впереди – мы не можем позволить себе иметь колоссальный резерв мощности, потому что любой резерв нужно содержать, а это отразится на тарифах, которые и так сейчас имеют жесткое ограничение.

– Ограничение в тарифной политике сказалось как‑то на деятельности комитета по энергетике?

– Это решение взвешенное и своевременное. Необходимо более внимательно рассмотреть имеющиеся ресурсы и более эффективно их использовать. Задача по энергоэффективности стоит давно, но при этом реальных действий со стороны предприятий мало. Помните, несколько лет назад велись дебаты по поводу роста тарифов по промышленности. За прошедший год я не помню, что были какие‑то активные обсуждения ценовой политики с точки зрения тарифов. Энергоресурсы перестали интенсивно расти, но конечный товар – нет. В отношении физических лиц иная картина: основной ресурс в стоимости коммунальных услуг – тепловая энергия и горячее водоснабжение, а это порядка 65 процентов от общей стоимости. При этом ситуация сегодня такова: экономически обоснованный тариф выше тарифа, по которому рассчитывается население, разница компенсируется из бюджета – в этом году на нее заложено более 7 миллиардов рублей.

– Комитет по энергетике находится под острым прицелом политики, населения и бизнеса. При этом вы на 90 процентов зависите от федеральных властей. Можете ли вы на локальном уровне принять решение или сделать то, что не может позволить себе Москва или другой город России?

– Есть проблемные темы, которые не могут быть обеспечены в силу внешних факторов, ограничений и запретов, они решаются путем формирования адресно-инвестиционной программы и программ самих предприятий. Это достаточно мощный финансовый ресурс. Крупнейшие проекты, как, например, главный канализационный коллектор, мы реализовывали не только за счет собственных, но и за счет заемных средств. По локальным решениям это относится к вопросам технологического присоединения.

– Как вы относитесь к проектам локальных котельных? Могут ли они частично заменить централизованное «тепло» и насколько это эффективно, на ваш взгляд, в Санкт-Петербурге?

– До осени прошлого года действовала межведомственная комиссия с участием ресурсоснабжающих организаций, которая выдавала разрешения на строительство локальных теплоисточников. И при положительном решении инвестор строил собственный источник. В прошлом году было 512 таких обращений, из них 114 отказов и 398 положительных решений. При этом они выдавались либо на этапе проектной планировки, либо при проектировании и строительстве. И мы всегда смотрим, есть ли возможность подключения к централизованному «теплу», в этом случае будет отказ, несмотря на очевидные преимущества локальных источников. Это интересно. Но изначально идя по этому пути, мы понимаем, что, например, затраты на ремонт таких котельных могут быть сопоставимы со стоимостью самой котельной, особенно если речь идет о замене котлов. Будут ли готовы жильцы этих домов к таким расходам – это вопрос.

– Разрабатывается новая схема теплоснабжения Санкт-Петербурга. На какой стадии находится работа?

– К апрелю будет сформирована новая концепция теплоснабжения. Потом документ будет обсуждаться на заседании городского правительства. В концепции будут отражены основные направления развития системы теплоснабжения Санкт-Петербурга, включающие формирование зон теплоснабжения крупных ТЭЦ и возможное исключение неэффективных котельных. Концепция предусматривает также и новые технологические решения. В частности, Федеральное законодательство требует, чтобы к 2022 году Петербург перешел на закрытую систему теплоснабжения с разделением на два контура – горячей воды и отопления. Еще одним новым условием станет то, что построенные энергоисточники должны работать в комбинированном режиме – с одновременной выработкой тепла и электричества. Наша задача – подготовить схему до конца этого года. После состоятся общественные слушания и согласования с Минэнерго РФ.

– В Санкт-Петербурге создан Центр энергосбережения. Расскажите, пожалуйста, чем он занимается?

– Центр энергосбережения зарегистрирован в начале 2013 года. Основной функционал центра – это мониторинг всех требуемых отчетностей для федеральных органов в части закона «Об энергосбережении». Центр работает в рамках программ по уличному освещению, энергосбережения в теплоэнергетике, а также мероприятий в жилищной и бюджетной сферах.

Это государственное бюджетное учреждение, которому комитет поручил исполнять ряд функций, включая информационно-консультационные услуги в сфере энергосбережения и участие в реализации данных программ как в качестве консультанта, так и в качестве лица, занимающегося поиском инвестора.

Беседовала Ирина КРИВОШАПКА